Красоты Кёль-Сайских озер

Благодаря счастливому стечению обстоятельств не так давно была реализована одна наша задумка.

Наслушавшись от друзей алмаатинцев о красотах Кёль-Сайских озер, нам нестерпимо захотелось там побывать.

Случай представился, и у нас в кармане три дня. Оценив возможности и средства, а так же учитывая кыргызское гражданство участников решили, что наиболее оптимальным вариантом будет начать путешествие с Кыргызской стороны. А именно - через перевал Сары-Булак, находящийся недалеко от одноименного села на берегу Иссык-Куля. Вариант путешествия был бюджетный, что добавляло ему духа авантюризма, а уж о романтике и говорить не приходилось.

На отправную точку маршрута решено было ехать рейсовым автобусом, который отходит с Западного автовокзала города Бишкек. Заранее, днем, были куплены три билета - по количеству участников - на самый последний рейс в 23.50 ночи.

Признаться, сидя на вокзале и глядя на сонные лица будущих пассажиров, на печальные глаза-фары автобуса и судорожно вспоминая, что же я забыла, трудно было отделаться от мысли о неуспехе нашего предприятия. Никто из участников ранее не был в намеченном районе и единственное на что мы ориентировались - это два описания маршрута, найденные на просторах интернета и две черно-белые распечатки фрагментов карт этого района. Немного...

Мы прочитали водителю описание поворота, на котором нам нужно было сходить, и заручились его обещанием про нас не забыть. По нашим расчетам на месте мы должны были быть в пять утра.

И вот, стоим мы, высаженные в темноту утра, сонные и голодные.

Кто-то старательно всю ночь мазал дегтем небо, и ни звезд, ни луны, ни какого-либо другого проблеска света мы на первых порах различить не могли. Да, в пять утра на Иссык-Куле очень темно и холодно. Наскоро распаковав рюкзаки и достав теплую одежду и еду, мы были относительно готовы к обсуждению дальнейших действий. Обсуждения надолго не затянулись и единогласно было решено ждать рассвета. Когда же рассвело мы, следуя описанию, пойдя по проселочной дороге и миновав кошару, подошли к ущелью, откуда брала свое начало тропа на перевал.

Тропа видна довольно хорошо. На развилке налево и держаться речки. Подъем не трудный, но местами тропа петляет с одного берега на другой и приходится пересекать речку несколько раз. В паре мест путь перегораживают каменные осыпи, в общем-то, легко преодолимые. На еще одной развилке, где сливаются две речки, идем уже направо. Ели и кустарник уступают место альпийским лугам, и уже видно гребень, по которому идет граница двух государств.

Красоты Кёль-Сайских озер
Вот так пушисто выглядят облака с нашей стороны

И снова развилка, нам прямо и вверх по тропе. Подъем довольно крутой, и многие советуют запастись водой внизу. Но стоит ли тащить лишний вес? На перевал подняться 30-40 минут и там до речки минут 15-20. У нас была одна маленькая бутылочка на троих, и та не пользовалась спросом.

По пути подъема открывается захватывающий вид на панораму Иссык-Куля и Тюпского залива

Седловина перевала отмечена туром

С перемычки вид на долину открывался нерадостный. Пушистые облака там, здесь превратились в туман, порывы холодного ветра и дождь.

Вот такой вид на Казахскую сторону открывается с перевала

Немного левее можно заметить небольшое озерцо. Его еще называют Кель-Сай-4

На перевале уже лежит снег, пока немного - сантиметров 10, но время на спуске теряется, потому что идти очень скользко. С этой стороны альпийские луга представляют собой унылую картину пожелтевшей травы, хотя и не лишенную некоей прелести.

И вот уже ясно видно третье или верхнее Кель-Сайское озеро

Красоты Кёль-Сайских озер
После трудностей перехода так приятно видеть спокойную синеву воды

К озеру можно выйти по речке если найти и держаться тропы, идущей вдоль обрывчика. Но мы тропу эту упустили, взяв слишком влево. В результате попали на лесистый склон, с которого открывается очаровательный вид на это горное озерцо.

Лес встречал нас такими вот персонажами:
Красоты Кёль-Сайских озер

Лагерь мы разбили на северной стороне

Путь от трассы с момента высадки из автобуса до первого лагеря занял у нас 11 часов. Ночью на озерах в это время года довольно холодно. Кроме того, спокойствие нашего сна было нарушено каким-то животным, предположительно ежиком, который не давал нам покоя до утра, скребясь в палатку.

Утром оценив наши возможности, было решено свернуть лагерь, оставить рюкзаки и идти налегке на второе озеро. Дорога туда живописна, проходит по лесу и склонам гор.

Красоты Кёль-Сайских озер
Вот такой вид открывается на второе озеро с одного из склонов

На фото видна только треть озера

Тропа приводит на большую поляну и пляжик, где мы и остановились. Место очень красивое. Тишина в которой слышно как плещется рыба, солнечные блики на синеве воды, высоченные ели, скалы, уходящие отвесно в озеро, все это нас настолько очаровало, что мы не в силах были заставить себя покинуть это место, и решили не идти на первое - нижнее озеро, а остаться тут, искупаться и перекусить.

Красоты Кёль-Сайских озер

Неожиданно нашему уединению помешал братский народ Казахстана.
Возникли они из-за бугра и были также удивлены нашим присутствием.
Люди оказались сотрудниками туристической фирмы Жибек-Жолы. Мероприятие называлось - ежегодный корпоратив.

Красоты Кёль-Сайских озер

Пока мы мило общались, погода начала портиться и мы вынуждены были распрощаться с красотами второго озера и возвращаться в лагерь.

В течение всего трека кроме дружелюбных казахов никого больше не встретили. По словам братского народа, погранцы ушли на зимовку в селение. Правда нет-нет они совершают рейды, и не далее как на прошлой неделе заловили наших с маралом на месте преступления. Судьбу заловленных нам не поведали.

Вернулись в лагерь около половины третьего. На три был намечен выход в обратный путь. По плану предполагалось перейти перевал и заночевать уже на кыргызской строне. Около восьми вечера были за перевалом на развилке двух речек, где и заночевали. Утром воскресенья после завтрака вышли в направлении трассы. На трассе были в районе часа. Изловили попутку и добравшись до дикого пляжа за Нептуном (не доезжая Бостырей), попросили высадить нас и пошли отмывать казахскую пыль. Думаю, кто знает, тот поймет, какой это кайф искупаться в прохладной воде, позагорать на пляжике и покушать супчик после всех трудностей пути. И вот, лежа на теплом песке, сытые, отдохнувшие и довольные мы отметили успешное завершение путешествия.