Информационно аналитический портал «25MK» / Петроглифы Тамгалы

Петроглифы Тамгалы

Экспедиция редакции информационного web-портала об альпинизме и скалолазании.

Самое большое и изученное собрание петроглифов Казахстана, внесенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится в урочище Тамгалы, в 170 км к северо-западу от города Алматы в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор, протянувшихся с юга на север от гор Заилийского Алатау до озера Балхаш, в горном массиве Арнахай.

Тамгалы - это самый известный центр из 50 центров наскальных рисунков Семиречья, территории бассейна Балхаша.

В комплекс памятника входят могильники, петроглифы, культовые места, которые создают единую сакральную территорию, использовавшуюся людьми в течение более двух тысяч лет. Здесь находилось святилище, проходили ритуальные церемонии, люди молились богам и духам предков.

Петроглифы датируются периодом от XIV в. до н.э. VI-VIII вв., т.е. от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами. Петроглифы находятся на большой территории размером 3х10 километров. Но наиболее значительная их часть сконцентрирована на участке примерно 250х500 метров, здесь около 2000 петроглифов, а всего в Тамгалы насчитываются до 5000 рисунков.

Петроглифы Тамгалы


Петроглифы Тамгалы


«Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году.

Открыты петроглифы были в 1957 археологической экспедицией Казахстанской академии наук под руководством Анны Максимовой. В 1982 году были найдены могильники. Ученые считают, что в эпоху бронзы здесь жили племена андроновской культуры. В свое время эти племена распространились по всей центральной части Евразии.

Петроглифы Тамгалы


Вместе с тем, некоторые ученые высказывают предположение, что здесь был зороастрийский Храм. Основана эта гипотеза на том, что живущие здесь племена происходили от индо-иранцев.

Петроглифы Тамгалы


К сожалению, время не щадит петроглифы. Камни, на которых они созданы, с течением времени разрушаются, раскалываются плиты, осыпаются гладкие поверхности. Но сейчас предпринимаются усилия по сохранению бесценного памятника и происходят работы по восстановлению каменной картинной галереи.

Петроглифы Тамгалы


Галерея петроглифов очень напоминает привычную нам картинную галерею, с той лишь разницей, что первые авторы относятся ко второму тысячелетию до н.э. Точно так же, как и в современных музеях, посетители постепенно переходят из зала в зал. Но если в музеях последовательность и расположение картин определяются художественными критериями, то последовательность и расположение картин каменной галереи Тамгалы определялись сакральными причинами. И если сейчас экскурсии водят экскурсоводы, то тогда их водили жрецы. И, наверное, водили не группы, а каждого человека индивидуально, что отвечало назначению этого места. При этом самое непосредственное участие в восприятии рисунков принимает природа - все происходит среди невысоких гор в степи под огромным голубым небом, где воздух пропитан непередаваемым запахом степных трав, среди которых очень явно слышится горьковатый запах степной полыни.

Петроглифы Тамгалы


Наиболее важным является период середины второго тысячелетия до н.э., к которому относятся уникальнейшие композиции и образы, прежде всего образы Солнцеголовых божеств.

Петроглифы Тамгалы


В целом тематика рисунков очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты людей, сцены охоты хищных животных, сены из жизни людей, ритуальные пляски, Солнцеголовые божества…

Петроглифы Тамгалы


Конечно, фотографии не покрывают даже малой части петроглифов урочища Тамгалы, но, все же, дают хотя бы некоторое представление о них.

Петроглифы Тамгалы


В описании петроглифов Тамгалы на сайте ЮНЕСКО говорится: «Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооруженные палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряженной быками. Весьма многочисленны солярные знаки - изображения солнца, особо почитаемого у древних племен. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) - обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся.

Петроглифы Тамгалы


Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен-плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, относительно Солнца. При дневном движении Солнца в зависимости от времени суток и угла падения солнечных лучей разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов - места каменных полотен - выбирались специальным образом так, чтобы с одного места можно было видеть несколько рисунков и групп рисунков. В долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединяясь в сложные композиции. Такие площадки находятся в нескольких десятках метров от рисунков, но рисунки, тем не менее, видны хорошо.

Петроглифы Тамгалы


Кроме того, здесь очень хорошая акустика, негромкий разговор слышен метров за 100. Это свойство местности, без сомнения, тоже использовалось в сакральных обрядах.

Петроглифы Тамгалы


Особое место занимает Храм Солнца, храм под открытым небом. Здесь есть «алтарь» с рисунками Солнцеголовых божеств и ритуальных обрядов, ровная площадка на склоне горы для служения, места для участников в красивой небольшой долине, окруженной склонами небольших гор с композициями каменных рисунков.

Петроглифы Тамгалы


Петроглифы Тамгалы


Петроглифы Тамгалы




В книге «Наскальные изображения урочища Тамгалы» АГ.Максимовой, А.С.Ермолаева и А.Н.Марьяшева говорится, что, вероятно, солнцеголовые великаны Тамгалы - одни из наиболее древних антропоморфных изображений Бога. Таким его представляли древние индийцы, что нашло отражение в их священной книге « Ригведе», датируемой второй половиной II тысячелетия до нашей эры. В ней солнечный бог Сурья с диадемой на голове носит такие имена-эпитеты: «Владыка лучей», «Лучезарный», «Лучащийся блеском».

Петроглифы Тамгалы


Т.Турекулов и Н.Турекулова пишут: «Нераскрытые тайны изображений Тамгалы привлекают многих ученых, которые единодушны в том, что все они связаны с древнейшими солярными культами Евразии и, так или иначе, имеют свои отголоски и в сегодняшних религиях: и в христианстве, и буддизме, и исламе. Так, к примеру, в православных храмах жертвенник и сейчас располагается на северной стороне алтаря. А сам Иисус - тот же «солнечный правопреемник»: Рождество Христово совпадает с датой зимнего солнцестояния и древнейших праздников, посвященных одновременно смерти старого и рождению нового солнца. Может, об этом повествует картина главного алтаря Тамгалы, на которой в нижнем ряду изображены пара совокупляющихся и цепочка 12 человечков. Между собой эти две группы связывает изображение еще одного, лежащего (или умершего?) Одиннадцать из этих двенадцати идентифицируются как «танцующие» и один - как «роженица» (кстати, еще одна параллель - Световой Девы года и Девы Марии). На оси, проходящей через «роженицу», выше расположен первый «солнцеголовый» третьего ряда.

Петроглифы Тамгалы


Петроглифы Тамгалы


Художественная сила его изображения не вызывает много сомнений в том, что перед нами изображение Солнца, а парное ему - Луны, которые вместе с нижним рядом представляют единую композиционную нить. «Танцующие» держат в руках топорики, а ведь знак топора («кайло») в древних рунах - символах, происхождение которых лежит в самых древних солярных культах, - означал топор, которым отделяется пуповина Нового года от Старого.

Продолжают ряд «солнцеголовых» еще пять антропоморфных изображений. Если основываться на том, что первые два обозначают движущиеся по небу светила, можно предположить, что и две другие пары имеют аналогичное значение и связаны с планетами, известными нам как Венера, Юпитер, Марс, Сатурн. И Полярная звезда между ними как неизменная константа Вселенной и ее порядка… На тибетских буддийских иконах часто можно встретить космогоническую картину, изображающую Будду в окружении семи звезд, среди которых бодхисатвы солнечного и лунного света и Полярная звезда, которая контролирует продолжительность человеческой жизни. Ну, а астрология всегда была и есть одна из самых «востребованных» наук в Тибете, благодаря изолированности этого района Центральной Азии от окружающего мира: она развивается здесь беспрерывно на протяжении тысячелетий и тесно связана с религией, медициной, сельским хозяйством и животноводством, в быту ни одно событие не планируется без предсказателя судеб. А судьба предсказывается не только живым, но и умершим.

Картины Тамгалы - это картины циклического вращения жизни в космических масштабах, жизни, не существующей вне Времени и Света - четвертого измерения пространства. Среди антропоморфных и зооморфных изображений встречаются и геометрические знаки, аналоги которым можно найти в древних рунических символах. К примеру, вертикально стоящие «гантельки» или «очки» - «древнейший арктический иероглиф, означающий связь между собой двух кардинальных точек года - нижней и верхней. Позже этот фрагмент был осмыслен как «нисхождение лета к зиме», в этой руне видны черты древнейшего иероглифа бытия». Крюки в руках «ряженных» - в рунах символ крюка, подтягивающего неба к земле, очень важный символ в мифологии многих северных народов. А олень, символ восходящей половины года, несущий на спине расчерченный на клетки прямоугольник, типичный рунический символ года или дома Солнца? Сами изображения «солнцеголовых», тела их имеют четкую графику стрелок с руками вниз и руками вверх - опять же, эти знаки находим среди рун, имеющих кроме «божественной» смысловой нагрузки, еще и календарную. Первые рунические знаки - символы, в которых была закодирована именно картина мироздания во времени: день, год, солнечные и лунные многолетние циклы… По-видимому, с их помощью записывались самые древние религиозные повествования, и история письменности разных народов, как полагает Х.Вирт, и финикийской, и индийской, и шумерской, и китайской, и египетской, и др. восходит именно к самым древним рунам, а корни таких слов как «бог», «солнце», «лето», «день» едины во многих языках… Да-да, все это уже кажется очень далеким от архитектуры, и эти наши рассуждения - так, этюды на тему «Тамгалы», построенные на наших личных ассоциациях. Мысль о том, что этот комплекс петроглифов связан, по крайней мере, с календарными наблюдениями и сезонными праздниками не нова и не вызывает сомнения у многих ученых. Искусство петроглифов Тамгалы может быть понято только на стыке многих наук - искусствоведческих, религиоведческих, исторических, астрономии, математики, лингвистики, этнографии и других... Предполагаем, что и архитектурно-археологическое исследование комплекса памятников Тамгалы, его поселений жилищ и общественных зданий, планировки, культурного ландшафта может дать много информации для интерпретации петроглифов Тамгалы. Но это все зависит от движения небесных светил и находится во власти Времени…

И еще: выскажем мысль о том, что вместе со всеми археологическими объектами, включающими поселения, культовые и погребальные комплексы, Тамгалы - это и древнейший памятник градостроительства и культурного освоения ландшафта. Но на эту гипотезу наводит уже схема планировки комплекса святилища, которая представляет собой строгую систему расположения отдельных его объектов. Центральной осью композиции является русло небольшой речки, наполняемой талыми водами и текущей строго на север. На выходе из ущелья с северной стороны располагается удивительно правильной формы круглая гора, привлекающая к себе внимание, сильно выделяясь на общем фоне окружающего скалистого ландшафта, кажется, будто она построена здесь специально руками человека. Здесь же, на Севере, группируются некрополи, подтверждая еще раз правоту М.Сембина, утверждающего, что реки текущие на Север почитались как реки текущие в Страну Мертвых, а древние курганы и некрополи часто располагались именно вдоль таких рек. Главный алтарь святилища с «иконостасом» с изображениями «Солнцеголовых» имеет почти строгую ориентацию на север, русло реки и площадь расположены с южной от него стороны. Четыре других обширных группы петроглифов располагаются по восточному берегу реки и объединяются в единую повествовательную картину. Поселение, имеющее мощный культурный слой, начиная с эпохи бронзы, расположено с южной стороны от входа в ущелье с петроглифами. Чем не традиционная планировка буддийских монастырей? Река или водоем на Юге, храмы и их алтари - на севере, центральная ось - река-дорога - ведет к главному храму, все остальные храмы по правую руку, или с Востока. И главное, на севере от них должна быть самая красивая в округе гора… И конечно же, жилье должно быть изолированно от монастырских комплексов, находиться с южной стороны и на расстоянии не менее, чем человеческого голоса. А сами монастыри должны быть закрыты для свободного доступа злых духов и людей горами и разного рода преградами. А если посмотреть на буддийские иконы можно обнаружить, что очень часто встречается изображение солнца и луны, порой стилизованно, а порой конкретно. Да ведь и в храм буддийский можно входить лишь после того, как обойдешь его с молитвой по кругу - по ходу Солнца!

P.S. Редакция www.pugachev.kg планирует дальнейшее изучение петроглифов на территории Киргизии и Казахстана. Всех кого заинтересовала данная статья и кому интересна история, может присоединиться к нашей дружной компании.


фотографии Ивана Пугачева

материал предоставлен порталом www.pugachev.kg
29 сентября 2009
Вернуться назад