«Песнь о Земле. Китай»
Как изложить песнь о Земле в фотографии? На этот вопрос знает ответ известный философ и журналист. Автор представила порядка 50 своих работ в фотодневнике. «Страницы фотонаблюдений» были посвящены Китаю и это только первая глава.
Экспозиция документальной фотографии журналиста, философа Жамбы Джусубалиевой, посвященная Китаю открылась накануне в Выставочном зале Союза Художников КР имени С.Чуйкова «Дубовый парк».
Фотографии были сняты во время нескольких поездок в Китай за последние годы. О такой большой, многогранной, комплексной стране очень сложно делать выставки такого камерного, небольшого формата, как данная выставка.
Руководствуясь желанием избежать клише и уже много раз виденных образов Китая и китайской культуры, автор выделяет личностное – свои впечатления, личные встречи, дает свои комментарии – это одновременно и личный дневник, элемент «травеллога», и более глубокие размышления о сегодняшнем состоянии человека и о жизни вообще.
Выбор Китая как первой страны в ряду выставок не имеет никакой политической подоплеки, а является сознательным творческим выбором автора.
Действительно, таким Китай мы еще не видели. Название выставки «Песнь о Земле. Китай», это первая часть большего проекта под общим названием «Песнь о Земле». Данная выставка интересна тем, что показывает как жизнь Китая вообще, так и акцентирует свое внимание на жизни кыргызов, проживающих в Китае – и не только в Кызылсу, но и в северной части Синьцзяна – Тарбагатае, а также в далеком округе Фую, в провинции Хейлунцзян (исторически нам известно также как Маньжчурия).
Можно условно выделить тематические подразделы: «Кыргызы Китая» (самая большая часть), «Жизнь в Фую», «Тарбагатай», «Портреты китайской интеллигенции», «Пейзаж», сцены из деревенской и городской жизни…
Название проекта связано с известным произведением великого австрийского композитора Густава Малера – симфонией «Песнь о Земле», написанной на стихи китайских классиков Ли Бои ЧжанЦзи – пронизано лиричностью и грустью, размышлением над скоротечностью человеческого бытия…
Последующие фотовыставки будут посвящены Индии, России, США, Франции и других стран. В таком же камерном, личностном формате фотодневника.
Несмотря на то, что названы выставки по странам, это отнюдь не географическое путешествие, это скорее, технический прием; автор больше рассказывает о людях, об экзистенциальном состоянии человека, о его среде, и о природе красивой, суровой, и величественной.
Фотографии иногда снабжены комментариями – путевыми заметками и дневниковыми записями… Шутя (и не шутя), Жамбы определяет жанр и идею данного цикла, как «признание в любви» к Матери-Земле…
Ксения Толканева.