Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм

Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Театр – это огромный организм, в котором каждая мелочь имеет свой смысл. Драматург и его сценарий – это сердце театра, актер – это руки, ноги, голова, и прочие подвижные механизмы, а режиссер – это кровь театра.Его редко когда видят, но он внутри каждого слова, каждого жеста и взгляда актера. Режиссер – Это та тонкая нить, которая связывает замысел драматурга с главными героями его пьесы. Режиссер – это волшебник, так как он оживляет книжных персонажей, создавая из чернил сценария людей и давая им жизнь на сцене.

Каждый театр должен цениться на вес золота и бриллиантов, ведь это украшения города. И об одном из таких украшений мы и поговорим сегодня с ведущим мастером сцены, Главным режиссером Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова - Крайновым Валерием Михайловичем!

Валерий Михайлович,расскажите пожалуйста как Вы попали в театр?

Так получилось, что у меня первое образование техническое.Я окончил Политехнический институт, по специальности технология машиностроения.Затем учился в студии актерского искусства, по специальности актер театра и кино. Театр настолько сильно меня захватил, что я понял, что из него мне уже не уйти. Сначала у нас был молодежный театр. Потом из этого театра я пришел в наш академический театр, и служу в нем уже 18 лет, впоследствии получил второе высшее образование - режиссерское.

Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Были ли у Вас трудности в актерской профессии? Сомнение в себе? Желание сменить профессию?

Нет.Желания сменить профессию не было. Трудности конечно были. Когда я пришел,я уже играл очень хорошие роли в театральной студии нашего молодежного театра. У меня было ощущение, что я профессиональный, маститый актер театра. И буквально на первом спектакле. Я вдруг осознал, что я совершенно ничего не умею. Посмотрел, как работают профессиональные актеры. И понял, что надо учится практических с азов! А учится, это очень интересно!

Спектакли для актера такая соковыжималка. Где Вы берете эту энергию?

Много лет работая в театре,я пришел к выводу,что актеры делятся на две категории.Первая категория-это люди энергетические вампиры, питаются энергией зала. Потому что зал реагирует обязательно: вздыхает, смеется, плачет. Реакция зала для актера очень важная вещь. Вторые люди, которые наоборот отдают энергию залу. Я отношусь ко второй категории, могу прийти буквально за 5 минут до спектакля, быстро одеться-загримироваться и выйти на сцену . Но после спектакля мне обязательно нужно какое то время что бы восстановиться.Если проводить параллели, то большая наука это Владимир Семенович Высоцкий. Владимир Семенович так отдавался,что после спектакля был на грани сердечного приступа. По этому поводу у меня даже есть теория,почему актеры пьют.Потому что когда человек отдает много энергии, он опустошен,ему тяжело. А алкоголь, он, конечно, не добавляет энергию, но все равно чувствуешь, какой, то подъем, эйфорию. А потом много пишут и говорят, что актеры алкоголики. Я не употребляю алкоголь, не медитирую. Восстановление происходит само собой потихонечку. Но после каждого спектакля ты выжат. Какой бы не была роль маленькая ,большая не имеет значения.

Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Существует устойчивое мнение ,что путь актера не совсем соответствует христианскому представлению о предназначении человека в мире. Я прошу прощение за столь провокационный вопрос,но ведь некоторые православные люди и даже священники склонны осуждать эту профессию,называя-актерство притворством и лицемерием. Как Вы можете оправдать свое ремесло?

Я считаю это не правильно.В плане того что, во первых театр пошел из религиозных мистерий. Собственно он родился в Древней Греции в Древнем Риме из религиозных представлений. Я считаю, что если актер или режиссер выходя на сцену, несет светлую мысль, т.е улучшение мира, улучшение человека, то это всё дела, угодны Богу. Если человек проповедует зло, насилие -это уже дела угодные Дьяволу.Неважно где ты работаешь, главное какую мысль ты несешь, какое дело ты делаешь.Если делаешь доброе дело, значит оно ,совпадает с догматамиЦеркви.У мусульман есть такое поверье, почему нельзя описывать животных или людей. Потому что , когда наступит судный день и Аллах призовет к себе художник он должен будет оживить свое творение и если художник вложил в него частицу своей души то оно обязательно оживет. Я считаю это правильно .Я разговаривал со священниками. Не все относятся так однозначно, что актерская профессия это профессия, которая не угодна Богу. Скорее всего, это некоторые священники,церкви трактуют эту профессию как какое- то не богоугодное дело.

Чем для Вас является режиссура:работа, образ жизни, отдых?

Это жизнь! Образ жизни.Без этого никуда.Актерская и режиссерская работа это работа, которая занимает 24 часа в сутки. Предположим, когда ты работаешь на заводе, отработал свою восьми часовую смену, пришел домой и занимайся любым делом, не надо думать о том, что ты будешь делать завтра. А здесь нет, здесь постоянно перевариваешь информацию. У меня лично был такой случай, у нас шел спектакль и его уже сняли, где то пол года назад .И вот я просыпаюсь ночью и понимаю, что эту сцену нужно играть по другому, встаю записываю свои мысли и вдруг осознаю, что мы спектакль уже давно не играем , но в моем подсознании он все равно живет. Профессиональный режиссер, готовится к своему спектаклю три четыре месяца, он изучает эпоху про которую он ставит, читает произведения этого автора, чтобы его лучше понять. Это очень большой подготовительный период. Это образ жизни!!!!!



Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Как создается сценический образ при работе с актерами? Ведь обычно создание образа, продумывание рисунка игры - плод совместных усилий режиссера и актера.Как это происходит у Вас с вашими актерами?

Есть разные режиссеры. Я заметил, есть режиссеры которые говорят актерам -нужно делать так так и так ,загоняют актера в рамки образа, который он сам придумал.Есть режиссеры которые дают актеру волю, т.е он продумывает образ сам.Захаров говорил про Андрея Миронова что,Андрею можно дать границы от сих до сих, дальше он роль продумывает сам. Я например, проработав режиссером , прихожу к мысли, что самое правильное, это сделать какой-то симбиоз т.е нужно придумать свой образ, обязательно его продумать , понять что предлагает актер , и попытаться создать что то совместное.Потому что,когда актер что то создает, он вкладывает себя в этот образ, он поступает как художник, он бережет свое творенье.Когда он работает в том,что создал ему режиссер, он не всегда это бережет.Хотя как актеру, мне интересно взять ту концепцию,которую предложил режиссер и перестроить свой характер именно в эту концепцию. Но не все актеры это любят.

Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Что нужно для наибольшего взаимопонимания актера и режиссера?

Доверие наверно.Каждый режиссер должен доверять актеру,актер должен доверять режиссеру. Режиссер, он работает до подготовительного процесса.Он ставит спектакль, а потом уже спектакль переходит в видение актера. Актер уже сам несет этот спектакль дальше.Режиссер дальше вмешивается только в плане корректировки. Доверие, взаимопонимание, прежде всего!!!!!!

У Вас остается время на хобби?

Нет, сожалению.Профессия актера - это 24 часа работы. Поэтому это наше и хобби.Профессию актера и режиссера человек выбирает на всю жизнь. Были такие актеры, которые уходили из театра на 2-3 года, потом опять возвращались.Театр - это болото, в хорошем смысле этого слова.Куда человека постоянно тянет, оно какой то наркотик . Вполне возможно что актеры -это люди которым нужен адреналин. Есть люди которые допустим, работают в офисе долгое время,за компьютером. Потом едут прыгать с парашютом, ездят на лыжах кататься, гоняют на мотоцикле т.е получают свою порцию сильных ощущений . А актер, выходя на сцену получает адреналин всегда! Потому что выход на сцену-это всегда волнение, напряжение перед спектаклем.Даже если человек, проработал в театре всю жизнь , он все равно волнуются перед выходом на сцену .Просто со временем эту энергию,волнение направляют в русло персонажа. Все актеры волнуются без этого никуда. Вот это наверно доза адреналина, которую мы получаем выходя на сцену .Это такой наркотик, без которого уже не можешь.Очень быстро привыкаешь, многие люди которые уходят из театра, у них ломка,им не хватает этого театра.

Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Вы с детства хотели быть актером?

То что быть актером не хотел,это точно. Окончив технический институт, работал год по специальности. Когда уходил, меня просили, не уходить, предлагали аспирантуру. Потом я работал немного в бизнесе, около полутора лет.Но стало приходить понимание того, что это не мое.И что меня тянет к театру.В последствии эта тяга переросла в осмысленное осознание того,что я хочу посвятить свою жизнь театру. Уже был уверен, что кроме театра, мне ничего не нужно. Говорят что такое формула счастья?- это когда на работу и домой идешь с удовольствием .На работу ты идешь, там тебя ждет любимая работа ,и домой ты идешь,когда дома тебя ждут любимые люди ,которые тебя не напрягаю ,твои родственники, семья, дети. Вот это счастье. Театр для меня это счастье.

Валерий Крайнов: Театр – это огромный организм


Вы считаете себя сильным человеком?

Да, все -таки думаю, что я сильный человек.Я добиваюсь того чего хочу. Я пришел в профессиональный театр-студию, когда это было очень сложно. Хотел работать в театре,работаю, я хотел быть режиссером, работаю режиссером. Даже если бы у меня не получилось работать в этом театре режиссером, я бы все равно добился бы своей цели .В плане работы это да. В плане работы все зависит только от меня, если это личные отношения,то это зависит и от другого человека.

И в завершении Ваши пожелания читателям.

Приходите в театр!

Материал подготовлен Екатериной Бурдаковой специально для gde.kg