Каскадеры - "Спецназ кино"
Хороший каскадер - как «человек-невидимка»: вы смотрите на него, хотя уверены, что это ваш любимый актер падает с крыши небоскреба или в последнюю секунду выпрыгивает из взрывающегося автомобиля. Они есть в каждом фильме, но их лиц вы никогда не замечаете. «Каскад» в переводе с французского языка переводится как «падение». С появлением киноискусства возникла надобность падать с коня, выпрыгивать из движущегося автомобиля и т.д. В кино первыми исполнителями трюковых сцен были сами актеры. В немом кино - это знаменитый Чарли Чаплин. Его работа до сих пор является примером и образцом для трюкачей и каскадеров всех времен. В процессе развития и совершенствования кино потребность в исполнителях батально-трюковых сцен, таких как сражения, драки, автомобильные и конные трюки, только возросла. Из европейского кино следует отметить великолепного актера, который благодаря своей отличной физической и спортивной подготовке сам выполняет все эпизоды, связанные с драками, падениями. Это Жан Поль Бельмондо. В американском кино в Голливуде создана целая индустрия, которая работает над тем, как обеспечить техническое сопровождение трюковых сцен.
Существует ассоциация и профсоюз каскадеров. Из широко известных в мире актеров каскадеров следует отметить китайских актеров, которые, благодаря своим отличным физическим данным и подготовке в традиционном китайском боевом искусстве ушу, стали исполнителями всех трюковых сцен в кино. Брюс Ли, Джеки Чан, Джет Ли, особо следует отметить всемирно известного актера Марка Дакаскоса, мастера боевых искусств, с которым мне довелось работать в кинофильме «Кочевник», а также каскадера, координатора и постановщика трюков, первого каскадера советско-русского происхождения, покорившего Голливуд, Владимира Орлова. Все они разносторонние спортсмены в прекрасной физической форме, которую постоянно поддерживают ежедневными занятиями различными видами спорта, такими как легкая атлетика, акробатика, гимнастика, фехтование, конные виды спорта и другие виды, необходимые для работы в кино. В СССР история каскадеров - особая тема. В начале в кино не было такой профессии как каскадер, дублер актера в сложных эпизодах, где требовалась определенная физическая и техническая подготовка. Если актеры не могли выполнить трюковых сцен, приглашали спортсменов, артистов цирка или десантников. В Госкино СССР был установлен определенный норматив для тех, кто мог исполнять трюки. Несмотря на сложности советского периода были люди, которые занимались искусством выполнения трюковых сцен профессионально.
Это были большие любители кино, фанаты своего дела, разносторонние спортсмены - артисты цирка Кантемировы, известные по к/ф «Смелые люди», «Не бойся, я с тобой»; Евгений Жариков - мастер спорта СССР по боксу, каскадер и постановщик трюков в к/ф «Сыщик», «Место встречи изменить нельзя» и другие. Особо следует отметить заслуженного мастера спорта СССР по фехтованию, великолепного актера, исполнителя и постановщика трюков А. Баллон, известного по к/ф «Три мушкетера», кыргызского фильма режиссера Г. Базарова «Засада». В современное время в России работает ряд профессиональных каскадеров. Это президент ассоциации «Каскадеры России» известный спортсмен, тренер и актер, продюсер Александр Иншаков, известный по к/ф «Крестоносец», «Цена сокровищ», «Рыцарский роман», «Бригада». Директор ассоциации «Каскадеры России» Валерий Дергач - один из сильнейших бойцов самбо, каскадер и постановщик трюков в известном к/ф «Турецкий гамбит», «Статский советник». Иншаков и Дергач являются первыми организаторами в СССР и России чемпионатов Европы, Азии и мира по «боям без правил», панкратиону, что дало импульс к развитию нового явления спортивно-боевых единоборств, «боям без оружия» среди различных представителей единоборств. Из российских каскадеров следует отметить Кантемирова М., организатора конного театра «Каскадер», Богородского Е., создателя конной группы «Донские казаки», Сакурова Е. (к/ф «Диверсант», «Спецназ»).
Среди каскадеров советского периода особое место занимают каскадеры-кыргызы. Артист первого кыргызского цирка группы «Джигиты Кыргызстана» Усен Кудайбергенов. Выпускник КГИФК Дыйканбаев Сатай и его брат спортсмен-универсал Султан Дыйканбаев привнесли в трюковое искусство кино удаль и доблесть природных наездников кыргызов-кочевников. Кыргызские каскадеры работали на всех киностудиях бывшего СССР и ряда зарубежных кинокомпаний. Это кинофильмы «Заложник», «Не ставьте лешему капканы», «Али-Баба и сорок разбойников», «Первая конная», «Султан Бейбарс» и многие другие. Кыргызские каскадеры во главе с Усеном Кудайбергеновым создали первую в СССР и СНГ студию батально-трюковых съемок «Каскадер» и помогли легализовать профессию каскадера, подготовили и воспитали ряд каскадеров, которые сейчас работают в разных странах - Галулаев Г., Монгуш О., Беляев Ю., Бурканов М., Серкебаев Т., Абдрахманов К., Нураев И. и другие. К сожалению, в Кыргызстане в последние годы не снимают кино и профессия каскадера не востребована.
Следует отметить организатора Федерации национальных конных игр кыргызов «Джигиты Азии» Керима Исраилова, который занимается развитием и популяризацией кыргызских конных игр. В соседнем Казахстане снимают мировые блокбастеры - «Кочевник», «Дневной дозор». Успешно работают каскадеры группы «Номад» под руководством известного артиста цирка Жайдарбека Кунжигитова. В трюковом кино разделяют трюки на драки с использованием техники и тактики единоборств, бои с использованием холодного оружия (фехтование), бои с применением огнестрельного оружия и пиротехнических средств (стрельба и взрывы, падение с высоты и работа с огнем). Авто-мото-трюки и конные трюки считаются самыми сложными, так как работают лошади, живые существа со своим характером. Нужно быть наездником и владеть навыками дрессировки. В армии есть универсальные солдаты, которые могут выполнить любые боевые задачи - это спецназ. Так и в кино. Здесь тоже есть свой спецназ - это каскадеры, которые выполняют любые задачи на съемочной площадке. Несмотря на развитие высоких технологий в кино, человека невозможно заменить компьютерной графикой и обработкой. Каскадер-профессионал всегда будет востребован. Особенно для съемок исторических фильмов где нужны кони, воины, владеющие древним оружием. Без знания прошлого не бывает будущего. На современном этапе профессия каскадера в стране, где снимается кино, нужна. Следует отметить, что кыргызские каскадеры имеют свою школу, традиции связь поколений, основанные первыми кыргызскими каскадерами Усеном Кудайбергеновым и братьями Дыйканбаевыми. Последние годы в составе конно-спортивной группы каскадеров «Номад» (руководитель Кунгужинов Ж.) успешно работают представители третьего поколения каскадеров - Абдрахманов К., Бурканов М., Молдалиев Э., Серкебаев Т., Нураев И. Школа и традиции кыргызских каскадеров продолжают работать и совершенствоваться. Бои без правил, проводимые в России Иншаковым и Дергач, произвели революцию в мире спортивно-боевых единоборств. Организаторами аналогичных соревнований в Кыргызстане стали каскадеры Усен Кудайбергенов, Эдил Молдалиев. Это были первые соревнования в Азии, что послужило возрождению кодекса чести джигита и воинских традиций кочевников-кыргызов.
Спецназ кино-каскадеров продолжает служить Отечеству. Во время Баткенских событий в 1999 году был сформирован отряд добровольцев из каскадеров во главе с Усеном Кудайбергеновым для ведения разведывательных мероприятий. Хорошую подготовку каскадеров отметил ветеран спецназа КГБ СССР полковник Эркебек Абдуллаев. Во время событий 24 марта 2005 года в г. Бишкек Усеном Кудайбергеновым было создано народное ополчение для защиты горожан от грабителей. Каскадеры всегда показывают себя патриотами своей страны. Об этом говорит вся жизнь первого каскадера, кыргыза, Усена Кудайбергенова - человека-легенды.И его соратников,а многочисленных учеников в Кыргызстане и зарубежом.
фотографии из личного архива Эдиля Кенешбековича и архива СОЮЗА ФОТОЖУРНАЛИСТОВ КР