Технологии будущего: из стволовых клеток ученые создали на 3D-биопринтере кости и мышцы человека

Технологии будущего, которые были показаны в фантастическом фильме "Пятый элемент", где из частички биологического материала был создан человека, теперь уже существуют в реальности. Американскими биоинженерами создан и успешно испытан 3D-биопринтер, на котором можно "печатать" полноценные копии отдельных костей тела, рук, ушей и хрящей с помощью стволовых клеток и специальных полимерных шаблонов. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Biotechnology, передает Joinfo.ua.

"Эта техника печати тканей и органов является важным и очень серьезным шагом на пути к созданию технологии, что позволяет изготавливать органы-"запчасти" для наших пациентов. Теперь у нас есть возможность печатать полноценные человеческие органы, которые сохраняют стабильность. В дальнейшем, эта технология поможет нам "печатать" ткани и органы пригодные для имплантации", - заявил Энтони Атала из Университета регенеративной медицины в Уэйк-Форесте.

Как отмечают Атала и его коллеги, одним из главных препятствий на пути выращивания органов из стволовых или "взрослых" клеток является то, что их "печать" возможна лишь тонким слоем. По словам ученых, когда толщина "пирога" из клеток превышает 200 микрометров, ткань начинает гибнуть, поскольку питательные вещества и кислород не могут проникнуть на такую глубину без наличия кровеносных сосудов.

Авторы исследования решили эту проблему, создав особый полимер, который позволял ученым "укладывать" клетки слоями и при этом сохранять небольшой просвет между ними. Это позволило клеткам будущих костей, мышц или хряща расти в фактически неограниченных масштабах, не испытывая проблем с доступом к кислороду.

После того, как орган "напечатан", ученые помещают его в организм мыши или даже человека, где он постепенно "зарастает" кровеносными сосудами, а полимер постепенно разлагается, уступая им место. В итоге на месте заготовки возникает полноценный орган, который обладает нужной трехмерной формой и всеми необходимыми видами ткани.

В роли демонстрации биологи вырастили кость нижней челюсти человека, используя стволовые клетки, а также "напечатали" полноценную раковину уха, используя МРТ-снимок одного из добровольцев как шаблон для печати.

Оба органа были помещены в тело грызуна и успешно прижились в нем, полностью укрывшись изнутри сосудами.

Пока эта технология не совсем готова для медицинского использования - ее еще предстоит проверить в клинических испытаниях, однако ученые уверены, что им удастся быстро вывести ее в медицинскую практику.