Не брендирование страны, а инвестиционный климат, инфраструктура и безопасность поднимут туристическую отрасль. Туризм в Кыргызстане, как стратегическая отрасль экономики, существует только в отчетах чиновников.
Подведенные итоги турсезона 2013 года двойственны. С одной стороны, несмотря на митинги по «Кумтору» в канун турсезона, поток желающих посетить Кыргызстан возрастает. Так за 9 месяцев текущего года в стране побывало на 580 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года, соответственно, возросли финансовые показатели. От притока зарубежных туристов в бюджет страны поступило 218,4 тысяч долларов. В то же время, в текущем году, был зафиксирован спад числа туристов из 41 страны, с которыми у Кыргызстана установлен безвизовый режим.
С другой стороны, недостаточна господдержка. Департамент туризма недофинансирован на 1 миллион 144 тысячи сомов. За 9 месяцев на развитие отрасли выделено лишь 5 миллионов 215 тысяч сомов, из запрашиваемых 32 миллионов сомов (по словам директора департамента туризма при Минкультуры КР Максата Чакиева).
Туристическую отрасль пытались поднять громкими лозунгами: то Кыргызстан становился аналогом Швейцарии, то родиной Санта Клауса или цветка Айгуль, то туристической Меккой Центральной Азии и страной горных лыж и зимних видов спорта. Теперь страна будет позиционировать себя под туристическим брендом «Уникальность Кыргызстана», уже утвержденным правительством.
Однако новозеландский специалист по туризму с многолетним стажем Дэйв Мамфорд советует сосредоточиться не на брендировании, а на более приземленных вещах. Последние исследования в этой сфере показывают, что брендирование утратило актуальность. Более важно наладить инвестиционный климат, дорожную инфраструктуру, обеспечить безопасность гостей.
О необходимости создания в Кыргызстане туристического сервиса, отвечающего международным стандартам, говорил экс-посол Швейцарии в КР Лоран Ги:
-Вы можете предложить экстремальный туризм, но после лазания по горам нужно предложить зарубежным туристам высокий сервис. Вам нужно подумать над расширением ассортимента предлагаемых услуг, а также подумать над качеством предоставления услуг.
Зарубежный турист сталкивается в Кыргызстане с серьезными проблемами, как только его нога ступает на территорию аэропорта «Манас».
Генеральный директор авиакомпании «Эйр Манас» Pegasus Asia Илгар Алптекин на форуме по туризму поделился своими впечатлениями от «воздушных ворот» страны:
– Постоянная давка в аэропорту. Элементарное отсутствие переводчиков. Едва выходишь из аэропорта, на вас набрасываются таксисты. Непонятные цены. Договариваешься об одной цене, допустим, о 350 сомах, а на полпути слышишь от таксиста: «Байке, если не заплатите 500 сомов, то прямо здесь высажу». Милиционеры, которые постоянно спрашивают у иностранцев паспорт. А затем просят показать кошелек. Назад кошелек возвращается, «облегченный» на одну купюру – например, на 500 ваших сомов. Я трижды этим летом был на Иссык-Куле. Отдыхал в разных пансионатах. Их хозяева жаловались мне на отсутствие казахских туристов. Разговаривал и с казахскими туристами, они не хотят возвращаться в Кыргызстан. Говорят, что после пересечения границы через каждые 500 метров их тормозят сотрудники ДПС – требуют деньги. С таким отношением к туристам, они больше никогда не приедут в Кыргызстан. А поедут отдыхать в Анталию, где уровень цен соответствует сервису.
Другой специалист в сфере туризма, экономический консультант национальных проектов Казахстана Чунг Янг Ли отмечает, что он был шокирован впервые побывав в Бишкеке, потому что столица Кыргызстана ему напомнила города Южной Кореи образца 1961 года. Также эксперт сообщает, если Кыргызстан намерен развивать туризм и заработать много прибыли, то нужно обеспечить политическую стабильность и построить инфраструктуру.
И красивые заявления нужно подкреплять реальным развитием стратегической отрасли страны. Что сможет решить многие социально-экономические проблемы Кыргызстана. Ведь, как известно, один зарубежный турист может прокормить трех граждан.
В этом отношении приобретение авиакомпанией «Эйр Манас» «Боинга 737-400» со звучным названием «Айчурок» - это весомый вклад в развитие туристической отрасли. И причин тут несколько: с его приобретением компания открывает 30 новых направлений, включая дальнее зарубежье. Причем стоимость перелетов существенно снижается благодаря тому, что компания работает в формате «лоу-кост», а значит, она открывает двери путешественникам, среди которых очень много молодежи, еще не имеющей солидных капиталов, но жаждущей новых ощущений.
По материалам регион.kg
Полный фоторепортаж на сайте:www.photo.kg