Петроглифы Чолпон-Аты

Иссык-Кульский музей-заповедник под открытым небом (г.Чолпон-Ата) является наиболее доступной и посещаемой частью северо-иссыккульского скопления наскальных рисунков (петроглифов).
Петроглифы исполнены на поверхности гранитов и песчаников, покрытых патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Этот своеобразный солнечный загар образовался под воздействием весьма интенсивной в этом районе солнечной радиации на протяжении многих тысяч лет. Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня. Размеры каменных полотен варьируются от 0,3 до 3,0 метров.

Петроглифы Чолпон-Аты


Это был гигантский храм под открытым небом, занимавший некогда западную часть Чолпон-Аты, где люди поклонялись небесным светилам и совершали религиозные ритуалы. Наскальные рисунки выполняли важную роль в осуществлении этих ритуалов, являлись своего рода и виртуальным жертвоприношением, и молитвой, запечатленной на камне. Вблизи крупных петроглифов находятся круговые каменные кладки, возможно родовые и семейные святилища, с очень интересным природным феноменом - геомагнитной аномалией, благоприятной для человека. Есть основания предполагать, что крупные каменные круги использовались как астрономические «обсерватории» для наблюдений за движением небесных объектов.

Петроглифы Чолпон-Аты


Иссык-Кульские петроглифы во многих аспектах являются уникальными. Во-первых, ввиду художественного реализма изображений, многие из которых относятся к шедеврам скифо-сакского «звериного стиля». Во-вторых, размер некоторых петроглифов превышает 1 м, что крайне редко встречается. В-третьих, уникальность многих сцен и сюжетов. В-четвертых, беспрецедентная техника нанесения отдельных рисунков, к примеру, рельефное изображение оленя, выполненное с использованием естественных выпуклостей камня.
Воплощением всех этих отличительных черт является центральный петроглиф, находящийся в нижней части музея. На переднем плане изображено стадо или семейство горных козлов (тоо-теке или ibex). Фигуры горных козлов, пожалуй, самые крупные в Центральной Азии, представлены в движении с необычайной экспрессией и выразительностью.



Петроглифы Чолпон-Аты


Центральный камень в музее-заповеднике выдающимся образцам сакского «звериного стиля». На заднем плане представлены фигуры охотников и прирученных барсов в процессе загонной охоты. Подобный вид охоты существовал только в Древнем Египте, где для охоты на газелей человек использовал прирученных гепардов. Кстати, на территории музея есть петроглиф с изображениями гепардов в различных динамичных позах, что также не имеет аналогов.
Большой интерес представляют одиночные и двойные изображения оленей, являющиеся художественным воплощением мифологической матери-оленихи - образ, имеющий широкое распространение в Семиречье, на Алтае и в Южной Сибири. Одно из кыргызских племен бугу (в дословном переводе название благородного оленя) почитало мать-олениху как свой тотем и свою прародительницу.

Петроглифы Чолпон-Аты


Многочисленные изображения верблюдов с погонщиками и всадниками доказывают существование северной ветки Великого Шелкового пути, проходящей по берегам Ысык-Куля еще в сако-усуньское время (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). Об этом свидетельствуют еще и находки монет разных народов, имевших оборот на Великом Шелковом Пути в разное время.
Следует отметить и преемственность художественных традиций, так многие узоры внутри фигур животных несут большую смысловую нагрузку и используются в современном народном искусстве.

фотографии Влада Ушакова