Кредит МВФ Украине это не успех реформ, а полный их провал – экономист

Кредит МВФ Украине это не успех реформ, а полный их провал – экономист

Украинский экономист и нардеп Виктор Галасюк в своем блоге на site.ua раскрыл несколько проблем, связанных с тем, почему кредит МВФ Украине – это полный провал реформ, передает Joinfo.ua.

Вот что написал Галасюк.

Во-первых, это НЕ ПОМОЩЬ на безвозвратной основе, как та, которую ежегодно предоставляет Евросоюз таким странам, как Польша, Чехия и Румыния, это - валютный КРЕДИТ, который нужно будет возвращать с процентами.

Во-вторых, даже если расценивать такие кредиты как "помощь", то это ПАЛЛИАТИВНАЯ "ПОМОЩЬ". Она не может использоваться на цели развития: строительство инфраструктуры, развитие, внедрение инноваций, создания рабочих мест. Транши МВФ идут на погашение предыдущих долгов, искусственную поддержку золотовалютных резервов или банальное латание бюджетных дыр.

В-третьих, суммы финансирования просто мизерные. Четырехлетняя программа сотрудничества МВФ с Украиной предусматривает предоставление нам в течение 2015 - 2018 лет 17 500 000 000 долларов США, то есть около 4 400 000 000 долларов США в среднегодовом измерении. Эта сумма сопоставима с годовым дефицитом торгового баланса Украины и в два-три раза меньше среднегодовой сумму вывода средств из Украины в оффшоры.

Просто сравните: Польша на постоянной основе получает от ЕС более 10 млрд евро в год, и это не кредиты, а средства на строительство дорог, поддержку малого бизнеса, создание новых рабочих мест, региональное развитие и тому подобное. В 2007-2013 годах Польша по программе европейской политики консолидации получила почти 70 млрд евро, а на 2014 - 2020 годы запланировано более 80 млрд евро, и, повторюсь, это не кредиты!

В-четвертых, в пакете с заемным финансированием от МВФ идет такой ПАКЕТ УСЛОВИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ для Украины, который ставит под вопрос не только наше экономическое будущее и конкурентоспособность страны в среднесрочной перспективе, но и субъектность и суверенитет в долгосрочной.


В-пятых, история других стран наглядно демонстрирует, что целью должно быть НЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С МВФ, а в конечном итоге, ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОЛГОВ этому уважаемому учреждению и ЗДОРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Для примера посмотрим на Польшу, которая с 1990-го по 1994 получила от МВФ около 1 800 000 000 долларов США. Последний доллар из этих средств был возвращен в 1995 году. По данным МВФ, среднегодовой рост ВВП Польши за период финансирования с 1990 по 1994 год составил -2,6%. В течение следующего десятилетия, когда Польша уже не занимала в МВФ, среднегодовой прирост ВВП страны составил более 4,5% . Главное - вовремя вырваться, как это сделала та же Турция, которая 52 года была должником МВФ, а при Эрдогане взяла четкий курс на избавление от долговой зависимости и в 2013 году был возвращен последний доллар МВФ, став одной из 11 стран, которые полностью погасили свои долги перед этим институтом. И посмотрите на страну сегодня - как изменилась жизнь людей, образование, медицина, как страна превратилась в мощную индустриальную и экономическую силу, как с Турцией вынуждены считаться на международной арене.

***

Чтобы расставить все точки над "і", я сразу хочу заметить, что не выступаю против сотрудничества с МВФ. Я считаю, что временная поддержка этой организации является своеобразным "спасательным кругом", которым можно воспользоваться на очень короткой дистанции, но собираться на нем в далекое и успешное путешествие - бессмыслица. Чужой спасательный круг никогда не заменит собственной лодки.

Сотрудничество с МВФ дает возможность "приобрести время" для проведения радикальных системных реформ. Если же таких реформ не проводить, продолжая "покупать время", как это делает украинская власть, то такое "приобретение", дополнительно обременено невыгодными условиями, в конце концов, оказывается не только финансово непосильным, но и расточительством без смысла.

Сотрудничество с МВФ - это плата украинского народа не столько за объективно сложные внешние условия, столько за отсутствие у власти "украинского плана", за ее нежелание избавиться от старых коррупционных схем, контрабанды, за неготовность реально менять "правила игры" и проводить собственные радикальные реформы.